Меню

Эскиз современной одежды с элементами народного костюма

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

НАРОДНЫЙ КОСТЮМ В ТВОРЧЕСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЬЕРОВ

Русский стиль – это не только народный костюм. Он может быть интерпретирован разнообразно. Наследие русской стилистики и культуры, активно использовали и продолжают использовать в своих коллекциях известные модные дома и дизайнеры.

Талант художника определяет умение не только увидеть, но и отобрать существенное, суметь обобщить увиденное, творчески переработать его в своей художественной практике. Художник дает не только познанную реальность, но и выявляет своё индивидуальное отношение к ней, своё виденье жизни. Способность к образному мышлению, развитие этой способности расширяет сферу видения и общения художника-модельера с народным искусством.

Анализируя историю народного костюма и рассматривая современный костюм, можно заключить, что в любом современном костюме должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает его органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже. При этом следует принимать во внимание и тот факт, что костюм, мода — явление интернациональное, поэтому было бы не правильным исключать взаимовлияние костюмов, моды всех стран мира.

Неповторимое национальное своеобразие современным изделиям придает использование элементов народной вышивки, играют роль и другие приёмы декорирования. Обеспеченность населения разнообразной одеждой зависит от правильности выбора материалов, от оригинальности конструкции, соответствующих назначению одежды, сезону и возрастным особенностям человека.

Применение элементов русского народного костюма в современной одежде представляет большое научное и практическое значение, которое требует необходимых знаний и умений. Поэтому наши экспериментальные исследования по совмещению двух стилевых направлений представляют большой интерес.

Все эти черты народного костюма составляют содержание понятия «народные мотивы». Народные мотивы − это преломление народных традиций в современном искусстве создания вещей.

Сейчас фольклорный стиль не является главенствующим, но он занял своё место в общем широком международном русле индустрии моды.

Мода на «русское»

Впервые европейская мода начала черпать свое вдохновение в России, скорее всего, благодаря знаменитым Русским сезонам Дягилева 1900-х годов. К примеру, именно тогда европейцы узнали и полюбили русский кокошник.

Русский кокошник и кокошник – творение Карла Лагерфельда для Chanel pre-fall 2009.

Одним из первых дизайнеров, создавших коллекции, посвященные России, был великий гений Ив Сен Лоран. В 1957 году, после смерти Кристиана Диора, начинающий дизайнер возглавил знаменитый дом и именно он осмелился привести коллекцию Dior в советскую Москву в 1959 году. Возможно, тогда и начался роман дизайнера с Россией, который закончился созданием Русской коллекции в 1976/77 году.

Yves Saint Laurent, эскиз для Русской коллекции.

Модели из Русской коллекции Yves Saint Laurent 1976/77 года.

Один из «фирменных» атрибутов одежды Yves Saint Laurent — дутые широкие рукава, — возможно, заимствован у русского национального костюма.

Yves Saint Laurent осень 2010 и весна 2010.

Джон Гальяно, еще один поклонник «русской темы», в 1993 году создает коллекцию под названием Принцесса Лукреция. По замыслу дизайнера, принцесса Лукреция – это русская царевна, сбежавшая из коммунистической России и отправившаяся в Шотландию. Наряды русской принцессы дизайнер представляет себе примерно так:

Кейт Мосс в платье из коллекции John Galliano Принцесса Лукреция.

Шапка-ушанка из коллекции John Galliano.

Надо сказать, что ушанка — один из любимых аксессуаров Гальяно, ее можно часто встретить в коллекциях дизайнера.

Осенью 2009 года Гальяно вновь обращается к русскому национальному костюму и создает коллекцию, полностью посвященную балканскому фольклору.

John Galliano осень 2009.

В 2009 году многие дизайнеры решили обратиться к русской теме. Карл Лагерфельд посвящает России круизную коллекцию Chanel и символично называет ее «Париж-Москва», видимо кайзер хотел напомнить миру о давней дружбе госпожи Коко с российской эмиграцией 1910-20 годов. Так или иначе, коллекция безумно красива и безусловно войдет в историю благодаря своим неимоверным аксессуарам — кокошникам, муфтам, сумочкам в форме матрешки, значкам с советской символикой.

Chanel pre-fall 2009.

Аксессуары из коллекции Chanel pre-fall 2009

Антонио Маррас в осенней коллекции 2009 года для Kenzo тоже обратился к русским национальным мотивам, в частности дизайнера вдохновили павловопосадские шали и шапки-ушанки, а так же длинные широкие шерстяные юбки, очень напоминающие русские национальные наряды.

Kenzo fall 2009

Реклама осенней коллекции Kenzo 2009 года

Шаль из коллекции Kenzo и шаль павловопосадской платочной мануфактуры.

Интереснейшая кутюрная коллекция Жозефа Тимистера вдохновлена падением царской России и кровавыми событиями первой мировой войны. Центральное место в коллекции занимает образ расстрелянного царевича Алексея. Красные, «кровавые» пятна на белой одежде, пиджаки в стиле царя Николая, шубы как у бойцов армии Буденного, и в завершение коллекции — комбинезоны рабочих советских фабрик.

Thimister fall 2010 haute couture и портрет царя Николая II.

Thimister fall 2010 haute couture и фотография советского военачальника Семена Буденного.

Thimister fall 2010 haute couture и фотография советского рабочего.

Николай Терюхин

Николай Терюхин – автор более 80 коллекций. Несмотря на большое количество сногсшибательных фантазийных коллекций, этнические традиции стали определяющими в творчестве модельера и принесли заслуженный успех, как у зрителей, так и на профессиональных российских и международных конкурсах и фестивалях моды. Показы коллекций состоялись в российских городах: Сочи, Екатеринбурге, Ярославле, Вологде, Архангельске, Москве, а так же в городе Олоу (Финляндия – 1999, 2000 гг.). В 2005 и 2008 годах Николай Терюхин принял участие в фестивале «Дни российской моды в Париже», где представил коллекции «Городской романс», «Откудова экой фасон?», «Пестрядинная артель» после этого был принят в «Ассоциацию русских художников в Париже».

Народный костюм является образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента, раскрывает нам многие тайны и законы красоты народного искусства. Использование народных мотивов в современной моде приводит к созданию интересных моделей в этническом стиле.

Николай Терюхин использует традиционный материал, характерный для северного народного костюма: ситец, сатин, лён, парча, холст, бязь, павлово-посадские шерстяные платки, а так же современные ткани: джинсовая, габардин, декорированные кружевом, атласными ленами, искусственным жемчугом, вставками из жаккардовой тесьмы имитирующими элемент северного костюма – вышивку, браное ткачество. А так же блёстки, стеклярус, бисер, стеклянные и металлические пуговицы, бусины.

Этническому костюму модельера присуще использование полихромных цветовых сочетаний, многослойность компонентов костюма, включение традиционных орнаментальных мотивов в текстиле. В его работах широко используется лоскутный стиль — как при создании целых ансамблей, так и отдельных элементов костюма: манжеты, воротники, карманы самых разнообразных форм, аксессуары, шляпки, шапочки, гетры, нарукавники. В этой технике модельер сотрудничает с мастерами: Г. Б. и Д. И. Зубовыми (лоскутное шитьё), Л. В. Усачёва (вязание).

В изделиях так же используются постижёрные изделия (автор – О. В. Шабанова), имитирующие женский северный головной убор – кокошник.

«ГОРОДСКОЙ РОМАНС»— Лёгкие женские пальто с использованием современной ткани – габардин и элементов кроя русского городского традиционного костюма. Дополнение – оренбургские пуховые платки. 2004

«КИЖМА»— Коллекция приурочена презентации научного проекта «Село Кижма Мезенского района Архангельской области — уникальное историческое поселение Русского севера. Изучение, сохранение, развитие».2007

«Откудова экой фасон?»— Основная идея заключена в сочетании трикотажного платья, выполненного в лоскутном стиле, имитирующего «половичёк», и жакета из современной джинсовой ткани. Удостоена Гран-при фестиваля «Русский костюм на рубеже эпох» в г. Ярославль.2004

«СНАРЯДНАЯ»-В традиционной народной культуре праздничную одежду называли «снарядной» от слова «снаряжать», «снаряжаться». 2006

«Сударушка»- Специально создана для регионального конкурса красоты с одноимённым названием. Коллекция отражает гламурно- деловой образ женщины. В основе павлово- посадские платки. 2002

Вячеслав Зайцев — кутюрье, художник, поэт, президент Московского Дома Моды, член Союза художников РФ, профессор, почётный гражданин Парижа и Иванова. Человек года в мире моды.

Во многом благодаря его усилиям русская мода достигла мирового уровня, заняв достойное место наравне с такими признанными законодателями моды, как Франция и Италия.

ДЕНИС Симачев является наиболее востребованным и популярным российским модельером за рубежом. Дизайнер делает акцент на советскую символику и русские национальные мотивы.

Народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Народные мастера умеют превращать утилитарную вещь в произведение искусства. Ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия. Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками.

Традиции русского народного костюма прослеживаются в процессе социокультурного творчества дизайнеров всего мира.

Источник

Идеи русского народного костюма в современном образе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

Кафедра подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик

Идеи русского народного костюма в современном образе

курсовой проект по дисциплине «Проектирование»

студент группы ОФ-409/080-4-1

1. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ РАЗДЕЛ……………………………. 5

1.1. Анализ особенностей русского народного костюма……………………….5

1.2. Использование элементов русского народного костюма в коллекциях известных дизайнеров…………………………………………………………. 11

1.3. Анализ тенденций женской моды сезона весна-лето 2017………………14

2. ПРОЕКТНО-КОМПОЗИЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ……………………………..17

2.1. Проектный образ коллекции……………………………………………….17

3. КОНСТРУКТОРСКИЙ РАЗДЕЛ…………………………………………….22

Русский народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние традиционной культуры нашего народа, накопленной веками; это одежда, прошедшая в ходе эволюции долгий путь и тесно связанная с историей и эстетическими взглядами создателей. Многообразие форм и типов одежды, самобытность орнамента и техник его исполнения, выразительность декора его составных частей — головных уборов, ювелирных украшений, обуви; изобретательность в применении материалов, начиная от драгоценных металлов и жемчуга и заканчивая тканевыми аппликациями, функциональность, практичность, целесообразность, рациональность использования кроя и исполнения – все это является притягательной силой и характерными особенностями русского народного костюма.

Важнейшее значение для выявления значимости народного искусства, органической частью которого является русский народный костюм, имеют исследования таких ученых-искусствоведов, как: A.В. Бакушинского, И.Я. Богуславской, Г.К. Вагнера, В.М. Василенко, B.С. Воронова, К.М. Кирсановой, Н.Т. Климовой, М.А. Некрасовой, Ф.М. Пармона, Т.М. Разиной и др., благодаря исследованиям которых были сформулированы и раскрыты основные закономерности искусства костюма, его функции и особенности художественного построения.

Идея использования этнического костюма при разработке современной одежды является наиболее актуальной темой для дизайнеров. Дизайнеры вновь и вновь обращаются к богатой русской культуре, используя элементы русского народного костюма в своих коллекциях, благодаря чему народные мотивы стали одним из актуальных трендов. Так, за последние десятилетия женская одежда, аксессуары и обувь в интерпретации русского народного костюма присутствовали в коллекциях русских и зарубежных модных брендов таких, как Валентин Юдашкин, Вячеслав Зайцев, Анна и Алексей Бородулины, Ульяна Сергеенко, Джон Гальяно, Kenzo, Dolce&Gabbana, Valentino — эти и другие модельеры и модные дома неоднократно использовали русские мотивы при проектировании одежды.

Читайте также:  Дома моды пошив одежды

Данная работа актуальна тем, что связана с активизацией интереса русского народного костюма как к источнику идей современного дизайнера, задачей которого является достижение выразительности и образности костюма, путем трансформирования источника творчества.

Цель курсовой работы: разработать коллекцию современной женской одежды с использованием элементов русского народного костюма.

Объект исследования: русский народный костюм.

Предмет исследования: коллекция современной женской одежды с элементами русского костюма.

Для этого необходимо выполнить следующие задачи:

1. Изучить характерные особенности русского народного костюма;

2. Рассмотреть использование элементов русского народного костюма в коллекциях известных дизайнеров;

3. Проанализировать тенденции женской моды весна-лето 2017;

4. Обосновать творческую концепцию;

5. Описать проектный образ коллекции;

6. Разработать серию эскизов коллекции;

7.Обосновать выбор материалов, разработать конструкцию проектируемого изделия;

8. Изготовить модель из коллекции.

В работе были использованы следующие методы исследования: анализ и синтез при работе с теоретическим материалом, сравнение форм костюма, обобщение при формулировании выводов, метод аналогий, метод неологии, метод трансформации.

Практическая значимость работы : теоретические наработки можно использовать в обучении по дисциплине «История костюма и кроя», модели из коллекции можно представить на конкурсах профессионального мастерства.

1. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1. Анализ особенностей русского народного костюма

Русский народный костюм стал складываться примерно в 17 веке. Его носили и крестьяне, и бояре, и цари вплоть до 18 века, пока по указу Петра I не произошла принудительная смена костюма на европейский. Петр I считал, что для России очень важно культурное и торговое общение с Европой, а русский костюм для этого не слишком подходил. К тому же, для работы он был не очень удобен. Возможно, это был политический шаг, а, может, просто дело вкуса самого Петра, но так или иначе с тех пор русский народный костюм сохранился в основной массе в крестьянском слое. Указом Петра I было запрещено производить и продавать русское платье, за это были предусмотрены штрафы и даже лишение имущества. Только было разрешено ношение национального костюма [35]. Быть может, из-за петровских нововведений русский народ утерял связь с национальным костюмом, но память предков во многих из нас жаждет возвращения к истокам и народному колориту.

На формирование любого национального костюма (его покроя, орнамента и особенностей), всегда оказывали влияние такие факторы, как климат, географическое положение, хозяйственный уклад и основные занятия народа. Так, на Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и имел четкое деление на повседневный и праздничный наряд (рис. 1, Приложение). Повседневный костюм был максимально простым. Он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения, праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20-ти предметов, а повседневный всего 7. Повседневная одежда шилась обычно из более дешевых тканей, чем праздничная. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В русском костюме и отделке была заложена символичная информация о целом роде, обычаях и семейных событиях [15].

Русский народ издавна считался народом-земледельцем, и это, безусловно, повлияло и на особенности национального костюма: его орнамент, покрой, детали. Так, основным особенностями национального костюма была многосоставность (многослойность), богатство отделки и простой, статичный, прямой крой со свободно падающими линиями или слегка расклешенный силуэт, массивность, как правило, нарастающая книзу, подчеркнутая обувью – плетенными лаптями с толстыми онучами, большими сапогами в сборку и тяжеловесными потами – туфлями, которые надевались на семь или восемь пар толстых шерстяных чулок; преобладание симметричных композиций с ритмом округлых линий в деталях, отделке, дополнениях. Талия не подчеркивалась. Цвета в основном были яркими, радостными [10, с.123].

При всем обилии различной одежды, на Руси выделялись несколько основных комплектов русского женского костюма. Это сарафанный комплект (северо-русский) и поневный комплект (южнорусский, более древний). При этом издавна рубаха всегда была основой женского наряда, рубахи были изо льна или хлопка, а более дорогие – из шелка.

Подол, рукава и ворот рубах украшались вышивкой, тесьмой, пуговицами, блестками, аппликациями и различными узорными вставками. Иногда плотный орнамент украшал всю нагрудную часть рубахи. Вышивка народной одежды отличается большим разнообразием технических приемов и способов. Для вышивки применяли специальные нитки, имеющие особую крутку, которые изготовляли из льняного и шерстяного волокна и красили естественными красителями. Узоры, орнамент, детали и основная гамма в различных губерниях были особенными. Например, рубахи Воронежской губернии, как правило, были украшены вышивкой черного цвета, что добавляло наряду строгость и изысканность [1, с.48]. А в рубах центральных и северных губерний можно в основном отметить вышивку золотыми нитями – шелковыми или хлопчатобумажными. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и черный цвета, а также двустороннее шитье. Для южнорусских рубах, например, Тульская и Курская губерния, были характерны различные узоры и плотная красная вышивка.

Сарафан (от иранского слова – «одетый с головы до ног») был основной одеждой северно-русских областей [25]. Сарафаны были также несколько видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сарафаны, популярные в районах Приуралья, имели трапециевидный силуэт, и отличались тем, что их перед был сшит из двух полотнищ ткани, а не одного (как в глухом сарафане). Полотнища ткани соединяли при помощи красивых пуговиц и застежек.

Более простым в изготовлении был прямой (круглый) сарафан на лямках (рис. 2, Приложение). Круглый сарафан был прост в изготовлении, легок, более ярок, чем холщовая крашеная одежда, и поэтому быстро стал популярен и значительно потеснил громоздкий косоклинный сарафан в крестьянском быту. Он шился из четырех – шести прямых полотнищ ткани – «точей». Первоначально круглый сарафан служил преимущественно одеждой молодых женщин, но постепенно он завоевал симпатии у всех возрастных групп населения.

Самыми популярными цветами и оттенками для сарафанов были темно-синий, зеленый, красный, голубой, темно-вишневый. Праздничные и свадебные сарафаны шили в основном из парчи или шелка, а повседневные из грубого сукна или ситца. Выбор ткани зависел от семейного достатка.В северных районах России наиболее часто встречалось несколько типов сарафанов. Шушун-сукман – одна из древних разновидностей глухого сарафана. Шился он в основном из перегнутого на плечах полотнища, по бокам вшивались слегка скошенные полотнища. Во второй половине 18 века он уже стал считаться старомодной старушечьей одеждой. Второй тип сарафана – косоклинный распашной или со швом спереди (рис. 3, Приложение). Наиболее характерным для Севера является сарафан распашной с продольными боковыми клиньями (рис. 4, Приложение).

Третий тип сарафана, который в народе называли москвич, московик — прямой, собранный по верхнему краю, с бретелями, его часто шили из домотканого набивного холста.

Четвертый, наиболее поздний тип сарафана, на конструкцию которого оказал влияние городской костюм, на кокетке (его еще называли полуплатье), шили из ситца. Он имел много названий: «шушун», «сушун», «сушпан», «сукман». Эти же названия могли иметь и туникообразные нагрудники.

Еще один тип сарафана – косыч. Он был распространен на Севере, от Кемского уезда до Печоры [1, с.49]. По Далю слово «косыч» происходит от слова «костыль» — нашивка из шнура в виде костыля, которым украшали холщовые или суконные кафтаны в местах вставки боковых клиньев. В Олонецкой губернии он был суконный, белого или красного цвета. Сарафан обязательно подпоясывался узким поясом или лентами и украшался различными декоративными элементами: кисточками, перламутровыми пуговицами или плашками с шитьем.

Поверх сарафана одевалась короткая душегрея, которая для крестьян была праздничной одеждой, а для знати повседневной. Душегрейка шиласьиз дорогих, плотных тканей: бархата, парчи (рис. 5, Приложение).

Более древний, южнорусский костюм отличался тем, что состоял из длинной холщовой рубахи и понёвы. Понёва (набедренная одежда, типа юбки) была обязательной принадлежностью костюма замужней женщины. Она состояла из трех полотнищ, была глухой или распашной, как правило, ее длина зависела от длины женской рубахи. Подол поневы украшался узорами и вышивкой. Сама понева изготавливалась из ткани в клетку, полушерстяной (рис. 6, Приложение).

Понева одевалась на рубаху, и оборачивалась вокруг бедер, а на талии ее держал шерстяной шнур (гашник). Спереди часто надевали еще передник. В разных регионах поневы декорировали по-разному. Они были украшены дополнительными деталями, в зависимости от семейного достатка: бахромой, кистями, бисером, металлическим кружевом. Чем моложе была женщина, тем ярче и богаче была украшена понева. Поневы также отличались по цветовой гамме. Например, в Воронежской губернии, поневы богато украшались оранжевой вышивкой и блестками (рис. 7, Приложение). А в Рязанской и Калужской губерниях были украшены сложными ткаными узорами. В Тульской губернии в основном была понева красного цвета, а черная клетчатая встречалась в Калужской, Рязанской и Воронежской губерниях [26, с.149].

Кроме сарафанов и понев в русском народном костюме встречалась юбка-андарак (рис. 8, Приложение) и платье-кубелек. Эти наряды использовались не повсеместно, а лишь в отдельных регионах и селах. Например, платье-кубелек было отличительной одеждой казачества. Его носили донские казачки и казачки Северного Кавказа. Это было платье, которое надевалось поверх рубахи с широкими рукавами. Под это платье часто носили шаровары.

Ещё одной отличительной чертой русского народного костюма было разнообразие головных уборов, которые являлись составной частью всего костюма. Головной убор завершал весь ансамбль, делая его цельным (рис. 9, Приложение). На Руси различались головные уборы для незамужних девушек и замужних женщин [10, с.225]. Девичьи головные уборы оставляли часто волосы открытыми, и были довольно простыми. Это были ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки. А замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы под головным убором. Кика была женским нарядным головным убором замужних женщин. По древнерусскому обычаю поверх кики надевали платок (убрус). Кику носили преимущественно в южных районах (Рязанская, Тульская, Орловская, Калужская губернии). Кика полностью закрывала волосы, впереди у нее была твердая часть в формы лопатки или рогов. Поверх кики надевалась сорока из вышитой ткани, а сзади кики –позатыльник из бисера. В начале 20 века этот сложный убор сменился платком или повойником.

Читайте также:  Модные юбки фасоны для женщин 50 лет

Кокошник был парадным головным убором замужней женщины. Кику и кокошник замужние женщины одевали, когда выходили из дома, а дома носили, как правило повойник (чепец) и платок.

Знатные женщины в основном носили платья из дорогих тканей поверх шелковых туник и рубах. Чем богаче была женщина, тем больше слоев одежды было на ней надето. Одинаково неприличной для всех общественных слоев была короткая одежда [35].

Русская крестьянская одежда была защитой от зноя и холода, отличалась удобством, «гармонировала с господствовавшим типом лица и фигуры местных жителей», имела обереговое, защитное и престижное значения, выполняла важную ритуальную роль в обрядах и праздниках. В традиционном костюме пересеклись мировоззренческие и эстетические представления народа, утилитарность и декоративность. М.А.Некрасова пишет о русском народном костюме, что он участвовал наряду с интерьером дома, народной архитектурой в создании «духовно-пространственной среды, которая способна влиять на человека, формировать его внутренний мир» [13, с.32] . Народный костюм в совокупности самобытных устойчивых идейно-художественных принципов, в единстве природного и народного, коллективного и индивидуального в целом концентрированно выражает русский национальный характер и систему народных эстетических представлений. Каждый народ в первую очередь осознает и ценит свою национальную самобытность.

Таким образом, можно сказать, что народный костюм служил защитой тела от повреждений, но и давал окружающим понять социальной статус своего хозяина, он также воспитывал эстетический вкус человека с момента его рождения, защищал его от злых сил. Традиционному костюму отводят значительную эстетическую и мистическую роли. Каждый элемент костюма нес смысловую, магическую и эстетическую нагрузку, что с детства приучало человека к многогранности окружающего мира, передавало философию его народа.

1.2. Интерпретация элементов русского народного костюма в коллекциях известных дизайнеров

Все новое — это хорошо забытое старое. Дизайнеры вновь и вновь обращаются к богатой русской культуре. Большое количество модельеров и дизайнеров используют элементы русского народного костюма в своих коллекциях, благодаря чему народные мотивы стали одним из актуальных трендов. Так, к числу таких модельеров и дизайнеров можно отнести: Валентин Юдашкин, Вячеслав Зайцев, Анна и Алексей Бородулина, Ив Сен Лоран, Джон Гальяно, Kenzo, Dolce&Gabbana, Valentino и др.

Одежду в русском народном костюме впервые ввела в моду Надежда Ламанова. Русский народный костюм – это основной творческий источник, который стал основой формообразования костюмов Ламановой. Для своих первых моделей она использовала домотканый холст и рушники — народные полотенца, вышитые и вытканные. Модели платьев просты по крою и рассчитаны для массового производства: платья из бумазеи, пальто из солдатского сукна и т.д. Модный силуэт тех лет совпадал с формой русской рубахи. Ламанова тщательно изучала особенности народного костюма, используя его элементы как основу для создания современной одежды. Она использовала только современную интерпретацию силуэтов и роскошную отделку ручной работы. У нее одевались и считали это за честь звезды той эпохи – актрисы и просто самые красивые женщины Москвы, которые могли позволить себе такую роскошь. Надежда Ламанова буквально возродила уникальную вышивку бисером, строгие женственные силуэты нарядов в национальном стиле, умело помножив их на европейские тенденции. Прославленное место для любой модницы «Кузнецкий мост» и современная одежда в русском стиле – это ее заслуга [14].

Одним из самых заслуженных современных деятелей в области русского народного костюма является Вячеслав Зайцев. Его вклад в русскую моду трудно переоценить. Все его коллекции пронизаны мотивами русского народного костюма, вдохновлены русской действительностью. Например, коллекция «Истоки» (рис. 10, Приложение), посвященная русскому костюму и представленная в 2010 году, включала в себя богатую вышивку, меховую отделку, роскошные шапки, сафьяновые сапожки и валенки. Зайцев убежден, что коллекция выдержана в модном экологическом направлении и тяготеет к исконным культурным корням. За основную идею коллекции взят мотив павлопосадского платка. Сам по себе Павлопосадский платок является русским символом узнаваемый во всем мире. В данной коллекции происходит применение платка во всех элементах одежды, независимо от того верхняя это одежда, сарафан, головной убор или обувь. Это имеет основную цель привлечение массового зрителя, как отечественного, так и зарубежного. И будучи уверенным, в том, что павлопосадский платок для всего мира является олицетворением России, В. Зайцев делает его основной конструктивной деталью коллекции. Как объяснил дизайнер: «Это тема самобытного русского костюма в новом прочтении, тема возвращения к истокам, к русской культуре» [2]. Так как у большинства иностранцев Россия ассоциируется с морозами и вечной зимой, модельер апеллирует к данному стереотипу и использует в своей коллекции большое количество меховых изделий, аксессуаров. Меховые муфты, сумки славянского типа, украшенные мехом. Обуви было уделено особое внимание, на моделях были надеты сапоги с богатой отделкой мехом.

Также следует отметить модный дом Valentino . Источником вдохновения автора послужил народный промысел гжель. Несмотря на то, что традиционное использование этого мотива ограничивается предметами быта, дизайнер находит ему новое современное прочтение. Легкие бело-голубые и синие платья и юбочные костюмы с простым силуэтом и кроем создают удивительно женственный образ. Дизайнер соблюдает традиционную цветовую гамму гжельской техники росписи: от кобальтово-синего до белого. Особое внимание заслуживает декор платьев и аксессуаров: здесь используется шитье и вышивка, различные принты. Сами аксессуары немногочисленны, а украшения почти не используются, основной акцент коллекции остается на декоре костюма (рис. 11, Приложение) .

Среди русских дизайнеров наиболее близкая к аутентичному воплощению русского костюма стала коллекция дизайнера О. Вильшенко. « Vilshenko » — это дом моды, вдохновленный русской историей и самобытностью, и воплощенный в западных традициях и формах. О. Вильшенко отдает должное русскому фольклору с акцентом на ручную роспись, ажурные аксессуары и расписанные в национальном стиле. Для коллекции осень – зима 2011-2012 характерен прямой крой со свободно падающими линиями, значительная длина одежды, особенно большая длина рукавов, расположение декора, насыщенный колорит с контрастным сочетанием окраски отдельных частей костюма. Широко используется такой элемент костюма, как рубаха. В коллекции представлены рубахи без воротника, которые традиционно крестьяне носили в будние дни, и с невысоким воротником — остебкой, у русского крестьянства считающиеся праздничными (рис. 12, Приложение) . Но в этой коллекции длина рубахи не соответствует крестьянским стандартам (у крестьян длина доходила до щиколоток или до ступней), а в интерпретации О. Вильшенко длина ограничивается линией талии. Но, тем не менее, в соответствии с традицией в данной коллекции рубахи подпоясаны, а над поясом сделан напуск.

Коллекция весна-лето 2017 Vilshenko представляет собой переплетение культур. Она связана не только с русской историей, но и объединена с традициями западной модной школы, результатом которого является коллекция наполненная русскостью, с самобытными силуэтами и совершенными формами. Основу данной коллекции составляют многослойные летящие платья, включающие в себя воланы, оборки и нежнейшие плиссировки (рис. 13, Приложение) [40].

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что большое количество дизайнеров берут за источник вдохновения русский народный костюм, который является богатейшей кладовой идей, позволяющая создавать новые формы современной одежды с использованием элементов русского народного костюма.

1.3 Анализ тенденций женской моды сезона весна-лето 2017

Основу сезона весна-лето 2017 составляет легкость, удобство и комфорт, характеризующаяся свободными фасонами, многослойностью в любых возможных вариациях и ассимметричным покроем [24]. Многослойные образы любимы молодежью, которая видит в этом проявление индивидуальности в небрежном и расслабленном стиле (рис. 17, Приложение) . Модная многослойность весна-лето 2017 отлично уживается в одних образах с кроп-топами, трендом оверсайз и прозрачностью.

Блузки, платья, рубашки в лёгком свободном или полуприлегающем силуэтах представлены в различных материалах. Это откровенные вязаные или из сетки, легкие и воздушные из шифона, батиста, органзы и шелка платья подчёркивающие красоту женского тела [23]. Длина платьев – от мини, до макси, для повседневной носки платья в пол не исключаются. Тем не менее, несмотря на всю свободу и легкость, образ должен быть тщательно продуман, гармония и целостность также очень важны, все это в свою очередь должно тщательно подчеркиваться мягкими и натуральными, естественными оттенками и цветами.

Популярные и модные цвета 2017 подчеркивают женственность и сексуальность. Ядреные сочетания красного, розового и фиолетового в одном наряде снова в тренде. Белый цвет также в тренде. Он красиво смотрится на брюках, юбках, платьях из кружева и струящихся тканей. Дизайнеры сочетают голубой цвет в этом сезоне с теплыми оттенками, например, оранжевым или желтым.

Пышные рукава – это заметная модная тенденция в 2017 году (рис. 14, Приложение). Разнообразие кроя рукавов создаёт оригинальные модели и визуально увеличивается ширина плеч, а значит и объём одежды. Сделают это не только симпатичные и аккуратные рукава — «фонарики» или «крылышки», но и реглан, либо расклешённые рукава. Помимо названных видов кроя, дизайнерами используется расширения рукава книзу и сборка его по краю манжеты. Пышность придаётся огромными воланами, сборками, буфами, бахромой.

Новым ярким акцентом образа становятся ремни и пояса. Они контрастируют с тканью и цветовой гаммой наряда, выделяясь и оттягивая на себя внимание.

Главным принтом сезона весна-лето 2017 становятся цветочные мотивы (рис. 15, Приложение) . Цветочный принт среди принтов весна-лето 2017 оказался на лидирующих позициях. Многие дизайнеры не упустили возможности представить наряды с цветами. Цветы украшают и брючные костюмы, и топы, и блузки, и свитеры, и пальто. Розы самых разных форм, оттенков и размеров на летящих или плотных тканях гармонично вписываются в летний образ. Так же актуальны подсолнухи, лотосы и лилии и многие другие цветы огромного размера (рис. 16, Приложение).

Таким образом, для создания современного образа в русском народном костюме не обязательно одеваться в национальную одежду. Достаточно будет включить в образ несколько характерных элементов. Это может быть разнообразная вышивка на рукавах, по центру блузы или по краю подола юбки, просторная косоворотка с отделкой ворота, платье или сарафан с русским мотивами на ткани, использование пуговиц. Актуальны натуральные материалы (хлопок, лен, шерсть) естественных оттенков, кружева, атлас, сатин или бархат. Крой одежды свободный, не сковывающий движений с использованием широких поясов. Стильно будут смотреться украшения с элементами русских узоров, подвески и перстни из дерева, браслеты из ниток, плетеные ремешки, пояса из ткани с рисунками животных и птиц, ожерелья из бисера.

Читайте также:  Форма очков стиль одежды

1.4. Творческая концепция

Народный костюм является материальной оболочкой, своеобразным звеном, связывающим человека с пространством окружающей среды, с внешним миром. В нем закодирована сложная и сущностная информация о миропонимании человека . Поэтому за источник вдохновения при создании эскизов моделей был взят русский народный костюм.

Изучив историю становления русского народного костюма, его особенности, проанализировав современные тенденции моды, при создании коллекции будем ориентироваться на платьево-блузочный ассортимент, включающую в себя платья с разнообразными покроями рукавов , блузы, разные по длине жилеты, юбки со складками и со сборками; будем использовать прямой, трапециевидный, полуприлегающий силуэт. Крой одежды свободный, не сковывающий движений , акцентом образа могут стать пояса, различные вставки, вышивка, тесьма, цветочный принт, который занимает лидирующие позиции в сезоне весна-лето 2017 .

В коллекции будем создавать женственный, романтичный образ: чтобы женщина приобщилась к природе, к своей женской натуре. Ведь одежда в русском народном костюме подчеркивает женственность, элегантность, самобытность, эстетичность. Основные цвета, которые будут применяться в коллекции – это сочетания розового, коричневого и зеленого. Предполагаемые материалы, из которых будет изготавливаться коллекция: хлопок, штапель, лоден, шифон, органза. Данные материалы за счет своей мягкости, пластичности, прозрачности позволят подчеркнуть красоту женского тела.

2. ПРОЕКТНО-КОМПОЗИЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Проектный образ коллекции

При проектировании моделей будущей коллекции важным этапом ее разработки является описание проектного образа. Проектным образом нашей коллекции является молодая стройная девушка среднего телосложения, приятной внешности с прямыми длинными темными волосами. Глаза нашей героини зеленого оттенка, с длинными темными ресницами и красивым изгибом бровей (рис. 18, Приложение) . Она имеет гармоничную и пропорциональную форму лица – овал, а данной форме лица подходят практически все виды стрижек, причесок, головные уборы, формы оправ для очков, серьги и разновидности макияжа. Но независимо от формы лица каждый человек имеет свои характерные особенности. Так и наш проектируемый образ имеет свои отличительные особенности.

По характеру девушка веселая, общительная, отличается позитивным настроем и оптимистическим отношением к жизни. Она очень целеустремленная, знает, чего хочет, эмоциональная, у девушки доброе сердце, стремится к стабильности, высокому материальному уровню жизни. Героиня нашей коллекции не любит монотонный труд, занимается тем, что ее нравится. В данный момент она учится на заочном отделении на учителя начальных классов – это ее второе высшее образование, первое высшее образование (специальность — международный менеджмент). Работает администратором стоматологической клиники. В свободное время любит вязать, рисовать, слушать музыку, предпочтение отдает прогулкам на свежем воздухе, походы в кино с друзьями.

Наш проектный образ принадлежит такому типу фигуры, как «песочные часы», который отличается сбалансированными пропорциями: грудь и бедра имеют практически одинаковые параметры, талия четко выражена, бедра округлые. Девушке с такой фигурой подходят наряды, которым присуща легкость, воздушность и текучесть, так же можно смело использовать как горизонтальные, так и вертикальные линии, главный акцент лучше делать на талии, а помогут в этом пояса и различные декоративные элементы.

В одежде девушка предпочитает индивидуальность, удобство. Она считает, что одежда должна подчеркивать достоинства фигуры, женственность. Стиль одежды ее интересует такой, как – романтический, casual , классический. В одежде предпочитает сдержанные тона в сочетании с небольшим добавлением яркого цвета. В приоритете аксессуары изысканные, украшения небольшие, изящные. Так как образ нашей коллекции женственный, романтичный, то макияж будет в нежных, мягких, и в пастельных тонах.

2.2. Функции коллекции

Функция коллекции представляет собой проявление свойств материального объекта, заключающееся в его действии (воздействии или противодействии) по изменению состояния других материальных объектов. Так, основные функции, которые можно отнести к нашей коллекции –это интегративная, адаптивная, результативная.

Интегративная представляет собой функцию вещи в культуре, так как в ней объединены и проявлены качества культуры в целом: смыслы, традиция, ценности, выраженные в материале и форме, как отражение образа жизни. Данная коллекция включает в себя женственный, романтичный, стилизованный образ в русском народном костюме, позволяющий женщине приобщиться к природе, к своей женской натуре, потому что в народном искусстве спрятано то глубокое единство человека и природы, которое помогает людям творить поистине вечное, всегда нужное всем искусство.

К адаптивной функции можно отнести способность одежды облегчать процесс адаптации человека, создавая при этом условия для наилучшего протекания деятельности, благоприятного поддерживания среды. Прекрасное в русском народном костюме проявляется в его способности преображать человека — делать его красивым, а также в удобстве, экономичности и целесообразности, в творческом раскрытии возможностей и особенностей материалов, в гармоничности колористики и рациональности конструкции, в красоте силуэта и в вырастающих на основе всего этого декоративном великолепии. Основу нашей коллекции составляют платья прямого, полуприлегающего силуэта с разнообразными покроями рукавов , блузы, разные по длине жилеты, юбки со складками и со сборками, все это не стесняет движения, комфортно в носке, что относится к адаптивной функции. Так же эстетическая функция играет важную роль. Она проявляется в гармоничной связи с человеком, окружающей его средой и определяется соответствием одежды внешнему образу человека, совершенством композиции костюма, уровнем изготовления и отделки. Для этого мы использовали различные вставки с цветочным принтом, формы цветов, разнообразие разных вариантов расцветок которого позволят придать образу свежесть, женственность, весеннее настроение , ещё больше подчёркивая достоинства. Так же сам материал играет важную роль. Ткани, применяемые для нашего изделия должны быть лёгкими, мягкими, с повышенной воздухопроницаемостью, они должны обладать хорошими пошивочными свойствами, малой осыпаемостью, малой усадкой. Выбранный нами материал по всем параметрам подходит для раскроя и пошива нашего изделия.

Результативная заключается в том, что разработанная нами коллекции подходит как для повседневной носки, так и для различных мероприятий, таких как посещение праздников, похода в ресторан или театр, где можно привлечь к себе внимание. Выбранный нами стиль соответствует проектному образу, так как предназначен для девушки целеустремленной, с позитивным настроем и оптимистическим отношением к жизни, ведущий активный образ жизни.

2.2 Морфология коллекции

Созданная коллекция должна представлять собой спланированную линию моделей, которые объединены между собой общей идеей, стилем, художественным решением, цветовыми сочетаниями. Для того, чтобы достичь этого разработка коллекции включала в себя следующие этапы: создание мудборда (доска настроения) (рис. 19-20, Приложение) ; зарисовки копий костюма, позволяющие выявить пластику формы, характер цветового решения, разнообразие фактур, декоративного оформления и т.д. (рис. 21, Приложение) ; разработка фор-эскизов (рис. 22, Приложение) , формообразование костюма (процесс «сложения» формы в пространстве, включающий в себя перестановку элементов и изменение их свойств) (рис. 23, Приложение) , поиск цветового решения (цветовая растяжка) (рис. 24, Приложение). Таким образом, нами была разработана коллекция современной одежды с элементами русского народного костюма, состоящая из 10 моделей.

Данная коллекция включает в себя платьево-блузочный ассортимент, в которую входят платья с разнообразными покроями рукавов , блузы, разные по длине жилеты, юбки со складками и со сборками. Объединением данной коллекции являются отношения, пропорции и ритмика первичных элементов формы изделий, их составных частей и особенностей. Ведущими силуэтами являются: прямой , полуприлегающий, которые чередуются между собой, перетекая из одного силуэта в другой. Изменяется и длина изделия: длиной изделия от щиколоток до длины выше колен и обратное изменение. Так, первая модель включает в себя длину макси, перетекая той же длиной во вторую модель с изменением длины рукава, добавлением жилетки, пояса, переходя в третью модель длиной выше колен. Четвертая модель снова приобретает длину до щиколоток, изменение формы рукава и т.д. Акцентом коллекции являются пояса, различные вставки, тесьма, цветочный принт, который занимает лидирующие позиции в сезоне весна-лето 2017 и, так же перетекающие из одной модели в другую . Основные цвета, которые используются в коллекции – это сочетания розового, коричневого и зеленого -от темного цвета к светлому и наоборот.

Таким образом, разработанная коллекция моделей построена на основе ритма, на повторении в определенной последовательности различных элементов формы: длины изделий, формы рукавов, принта, цвета, в которой можно проследить волнообразное изменение (рис. 25) .

Рисунок 25 – Модельный ряд коллекции3. КОНСТРУКТОРСКИЙ РАЗДЕЛ

Выбор материалов для швейных изделий – одна из важных систем швейного производства. Это в значительной мере определяет качество швейных изделий, надежность и эффективность работы всей системы. Ведь качественная, модная и красивая ткань – это залог успеха любого швейного изделия.

Для выбранной модели нами были использованы такие материалы, как поплин и сорочечная ткань. Ткани, применяемые для нашего изделия должны быть лёгкими, эластичными, мягкими, с повышенной воздухопроницаемостью. Также они должны обладать хорошими пошивочными свойствами, малой осыпаемостью, малой усадкой. Выбранный нами материал по всем параметрам подходит для раскроя и пошива нашего изделия. В качестве основного материала был использован поплин, так как он обладает такими свойствами, как: не вызывает аллергию, хорошо пропускает воздух, легко стирается и утюжится. Он очень прочен, выдерживает много стирок, долговечен, износоустойчив, но при этом очень мягкий. Из-за такой износоустойчивости из него шьют повседневные вещи (блузки, платья, мужские сорочки, футболки, майки, ночные и т.д.) и принадлежности для сна и отдыха. В качестве дополнительной ткани для имитации рубахи была выбрана сорочечная ткань. Сорочечная ткань с процентным содержанием — хлопок 50 %, полиэстер 47%, эластан 3% очень практична в использовании, долговечна в носке, комфортна к телу и удобна в уходе. Из такой материи шьют юбки, платья, брюки, спортивную одежду.

Конфекционная карта материалов для проектируемых изделий

Источник

Adblock
detector